1. Коды в подъездах
Любое объявление в подъезде со считыванием через камеру смартфона QR-кода может привести Вас по желанию мошенников на визуально скопированный сайт мессенджера, если ввести данные, вы просто потеряете доступ к аккаунту. Внешне отличить поддельный сайт практически невозможно. Получив доступ к чатам, мошенники начинают пользоваться Вашими контактами от Вашего имени
Как защититься:
· В современных смартфонах при сканировании QR-кода система автоматически открывает нужное приложение. Если вместо этого загружается сайт (даже знакомый), лучше не вводить логин и пароль.
· Всегда проверяйте подлинность ссылок перед авторизацией.
· Подключение к подобным чатам лучше делать только через официальные источники (например, сайт управляющей компании).
2. Фальшивая служба доставки
При звонке от курьера, никаких данных звонящий не просит, но, извиняясь, сообщает, что из-за сбоя в программе службой доставки не была учтена какая-то смешная сумма (рублей 10, к примеру).
Без этих средств курьер технически не может осуществить доставку, поэтому просит оплатить доставку целиком, кидает ссылку, которая перейдёт на фальшивый сайт маркетплейса (который выглядит как точная копия), после оплаты с карты спишется уже более весомая сумма.
Как не быть обманутым:
· Никогда не переходите по ссылкам в SMS или мессенджерах.
· Доплата за доставку всегда отображается в статусе заказа в личном кабинете приложения.
· Проверяйте номер звонящего. Хотя бы убедитесь, что звонок поступает с вашего региона.
3. Блокировка аккаунта
На смартфон поступает сообщение от «службы поддержки», в котором утверждается, что оставлена заявка на удаление аккаунта.
Естественно, человек, получивший такое сообщение, не хочет потерять свои данные и переходит по ссылке. Ссылка ведёт на поддельный сайт, где мошенники крадут логин и пароль, который вводится пользователем и начинают пользоваться им от имени владельца.
Как защититься:
· Проверить имя отправителя. У службы поддержки не бывает цифр, непонятных символов и странных обозначений в имени пользователя (для проверки нажать на изображение пользователя в чате).
· Общение со службой поддержки любого приложения происходит только в самом приложении и не требует перехода на внешние сайты.
4. Видео в знакомом чате
Для просмотра присланных в знакомом чате фото, видео, документов или списков в знакомом чате, просит воспользоваться установочным файлом с расширением «apk». При установке приложения с расширением «apk» от мошенников, программа просит ввести в него личные данные и подписать согласие на их обработку, далее личными данными начинают пользоваться мошенники.
Рекомендации:
· Никогда не устанавливать файлы, полученные в чате, без проверки.
· Использовать сервисы для анализа приложений перед установкой.
· Проверяйте список разрешений, которые запрашивает программа после установки. Это можно сделать в меню «О приложении» → «Разрешения приложений»
ВЫВОД:
Суть современных мошенников всегда сводится к одному – получить доступ к личным данным.
Важно понимать, что логин и пароль – это не просто набор букв, а ключ к собственности или личной информации. Поэтому прежде, чем вводить его, нужно оценить риски, посоветоваться.